вторник, 20 февраля 2018 г.

"Бермудский квадрат" в Нагорном районе


Уже больше года прошло с тех пор, как введено одностороннее движение на Ялтинской и Артековской улицах. Жители Нагорного района добиваются его отмены. Горожане жалуются: теперь, чтобы подъехать к собственному дому на машине, приходится делать большой крюк. Поездки в магазин или в школу за детьми раньше занимали несколько минут, а теперь – около часа из-за пробок, светофоров и сложного маршрута. Этот квадрат из улиц уже прозвали "Бермудским".

Движение "закруглилось" в квартале между Ялтинской и Артековской. Автор: Алексей Григорьев
Местный житель Алексей Григорьев подсчитал, что после введения одностороннего движения его путь с работы домой удлинился на два километра. Еще одной серьезной проблемой стала парковка. «Я подъезжаю к дому, вижу, что свободных мест нет. Но позади они есть. И мне приходится объезжать весь район через три светофора, чтобы встать на то место, которое я увидел во время первого круга», – говорит Алексей. Добавим: такой же путь надо проделать, чтобы выгрузить у подъезда вещи, а потом припарковаться. А Алексей продолжает: «Кроме того теперь любое ДТП или даже погрузка мусорного контейнера фактически блокирует Ялтинскую улицу, проехать невозможно».


После введения одностороннего движения на Ялтинской улице дорожная ситуация не улучшилась / Фото: Т.Григорьева


Чиновники причиняют добро

План новой схемы движения на Ялтинской и Артековской улицах в марте 2016 года приняла окружная комиссия по безопасности дорожного движения при префектуре ЮАО. Причем в обстановке «полной секретности». Ни муниципальных депутатов, ни горожан в известность не поставили, их мнением не поинтересовались. Осенью того же года односторонней стала Ялтинская, весной следующего – соседняя Артековская.

О том, что движение на Ялтинской поменяется, активисты Нагорного узнали буквально за месяц – в сентябре. И сразу начали действовать. Почти за неделю собрали около 800 подписей против и отправили в Центр организации дорожного движения. В итоге с разгневанными горожанами согласился встретиться Александр Поляков, тогда заместитель руководителя ЦОДД, ответственный за появление новой схемы движения. Он предъявил собравшимся результаты некого «математического анализа», пообещал снижение аварийности и смертности от ДТП, ускорение движения, создание сотен парковочных мест. Новую схему движения Поляков охарактеризовал как «эксперимент, к которому жителям рекомендуется привыкать».

Депутат МГД Зверев С.И. и бывший замруководителя ЦОДД Поляков А.С. на встрече с жителями и массовкой из советников управы Нагорного в 2017 году
Слова чиновника откровенно противоречили реальности. Во-первых, по словам представителя ГИБДД, присутствовавшего на встрече, за последние три года аварийность на Ялтинской и Артековской и так была нулевая. Хотя обе улицы неширокие, но серьезных проблем с двусторонним движением на них не возникало, машины всегда разъезжались. Во-вторых, путь для жителей многих домов стал как минимум на пару километров длиннее. В-третьих, парковочных мест на улицах стало примерно на полсотни меньше – из-за неудачно нанесенной разметки и огромного количества новых дорожных знаков. Теперь здесь часто работают эвакуаторы.

Позднее от Центра организации дорожного движения (ЦОДД) и префектуры Южного административного округа на многочисленные жалобы жителей будут приходить стандартные отписки: «решение обусловлено повышением безопасности дорожного движения за счет сокращения конфликтных точек и созданием максимально возможного количества парковочных мест для транспорта жителей, в границах существующей проезжей части улицы».

Это мы здесь живем!

Тогда жители решили: пора выходить на улицу. 25 марта более 120 наших соседей по Нагорному району приняли участие в пикете. Многие пришли с детьми, принесли самодельные плакаты: «ЦОДД, ты движешься в неверном направлении!», «Руки прочь от Ялтинской и Артековской!». Поддержать протестующих приехал Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок». Пикет стал заметным событием для тихого спального района.


Через несколько дней после пикета была подана заявка на проведение митинга на площади Вишневского. Митинг состоялся. Но за полчаса до его начала на место подтянулась толпа так называемых советников управы. Это они обычно выполняют роль массовки на публичных слушаниях и выступают от лица жителей в поддержку всех проектов городских властей. Они пришли с плакатами за одностороннее движение, мешали организаторам митинга и всеми способами пытались его сорвать. Им это не удалось. Во время пикета и митинга активисты Нагорного района собрали еще 200 подписей жителей за возвращение двустороннего движения.

За и против

Справедливости ради скажем, что есть и те, кто доволен введением одностороннего движения. Говорят, что на улицах стало спокойнее. И что у автобуса 163 появилось больше пространства для движения: раньше он не всегда мог быстро разъехаться со встречными автомобилями.

Независимый эксперт по транспорту Илья Шафранов, живущий в соседнем районе Зюзино, считает, что чиновникам следовало поискать компромиссный вариант. Например, оставить двустороннее движение, изменить маршрут 163 так, чтобы он не заходил на эти улицы, а по ним пустить не большой автобус, а «синюю» маршрутку.

Кстати, что касается безопасности: активисты утверждают, что число нарушений на Ялтинской увеличилось. Неудивительно: никому не хочется делать лишний круг, и многие вопреки правилам выезжают на встречную полосу.

"Отдельного комментария заслуживает позиция депутата Мосгордумы Сергея Зверева. С самого начала, когда люди обращались к нему за помощью в предотвращении одностороннего движения, он обещал помочь. Однако на деле каждая встреча с его участием превращается в попытку обрезать желания жителей, свести их к минимуму и вообще убедить и жителей, и ЦОДД, что противоречащее удобству решение было на самом деле правильным, "расслабьтесь и получите удовольствие". На встречах присутствует массовка из советников главы управы Нагорного и депутатов-единороссов из муниципального совета, и при этом нет ни одного состоятельного документа о том, что кто-то кроме чиновников против возврата двустороннего движения на Ялтинскую и Артековскую. На стороне же активистов, как минимум, 1000 реальных человек, поставивших свои подписи за двустороннее - и, поверьте, они недоумевают и готовы к действиям. 

Обещанную Зверевым в 2014 году поликлинику в Чертанове Северном так и не построили.
Исправно выполняется только перестройка в ТРЦ старых кинотеатров "Ангара" и "Ашхабад".
Однако тут всё выглядит, как будто Зверев пытается защитить "честь чиновного мундира". Это сугубо моё оценочное суждение, но я думаю, что депутат Зверев просто не может забыть, что раньше был влиятельным чиновником и по долгу службы наводил ужас на управы всего города. 
Кроме того, есть версия, что на этих двух улицах вообще собирались ввести платную парковку - под посетителей «общественного центра», а по сути банального ТРЦ «Ангара», который сейчас строят на месте одноимённого советского кинотеатра. Удивительное совпадение, но одним из апологетов этого проекта ещё на стадии продажи инвестору 39 городских кинотеатров был депутат Зверев", — рассказывает общественный деятель и житель Нагорного района Варвара Грязнова.


Переговоры тянутся

Активисты Нагорного были настойчивы и неумолимы. И добились того, что чиновники, прежде высокомерно ронявшие: «привыкнете», теперь вынуждены встречаться и договариваться. Пока переговоры идут со скрипом. Последняя встреча, с начальником ситуационного центра ЦОДД Александром Евсиным, состоялась 1 февраля. Особых результатов не дала, хотя автомобилисты возлагали на нее надежды. Участвовавшие в собрании жители Нагорного района говорили, что пока не вмешались префектура и ЦОДД, массовых жалоб на проблемы от жителей Ялтинской и Артековской не поступало. Зато введение двустороннего движения вывело на уличные акции протеста десятки людей, прежде далеких от политики.

Что делать?

Опыт других московских районов показывает, что только совместными усилиями можно защитить свои интересы. Главный залог успеха – слаженная и неустанная борьба за соблюдение своих прав. Иначе вслед за односторонним движением на наши улицы так же незаметно придет платная парковка.

Татьяна Григорьева, Ольга Малыш

Если вы хотите помочь, свяжитесь с инициативной группой нашего района:

Страница активистов Нагорного района в Фейсбуке: facebook.com/nagorny.msk.ru/
E-mail: nagornylife@gmail.com