четверг, 4 июля 2019 г.

Андрей Коровянский: программа "Моя улица" - глиняный колосс, который разрушится через несколько лет

Программа "Моя улица" снова оккупировала город на лето и невротизирует москвичей. 
Руководитель архитектурного бюро IQ-Plan Андрей Коровянский еще в 2016 году написал у себя на Facebook замечательный текст о том, почему же резкое "похорошение" Москвы при Сергее Семёновиче - это сомнительное благо, и не только за счет больших неудобств для горожан во время проведения самих работ. Приводим для вас этот взгляд профессионала с нашей редактурой.


Реконструкция на Патриарших прудах
В Москве идёт самая большая волна благоустроительных работ за всю историю её существования. Подобное было только в послевоенные годы. Благоустройство идёт на удивительной скорости, я искренне восхищаюсь тем, как похорошела Москва, как изменились её улицы. Однако благоустройство выполненное «второпях» - это глупое и расточительное занятие. Я непосредственно нахожусь «на этой волне» и очень хорошо вижу профессиональные ошибки, которые приведут потом к последующим ремонтам и полной переделке.

Про уникальную проблему московского благоустройства – строительства без самой глубокой (самой нижней) ливневой канализации и отсутствие правильного проектного расчёта «ливнёвки» я уже писал ранее. Как раз эта проблема, прежде всего, будет причиной полной переделки всего того хорошего, что было сделано в эти годы.

Потоп на Патриарших в 2016 году сразу после благоустройства/ Фото: @ace14318
Но существуют и другие, не менее важные и такие же основополагающие проблемы – их можно объединить как - неправильные работы по созданию основания и конструкции покрытий. Наверное, это звучит слишком поверхностно. Я постараюсь объяснить по пунктам.

Пункт №1 (Геология и расчёты).

В Москве старательно не делают геологические исследования для благоустройства. Большая часть конструкций выполняется без учёта геологических данных. При этом конструкции назначаются просто из головы или перерисовываются из многочисленных «каталогов», что нарушает принятые нормы проектирования. Чтобы не быть голословным – нарушаются требования ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» Москва 2001 и методические рекомендации по проектированию жёстких дорожных одежд (взамен ВСН 197-91).

Типичная картина беспорядочных разрытий в ходе московского благоустройства без защиты для пешеходов
Я работаю в Москве с 2001 года и за всё это время я встретил только одного главного инженера проекта (ГИП), который делал расчёты по формулам согласно этим нормам. Надо сказать, что этот ГИП был наш, белорусский, из Минскпроекта.
Геологию надо делать практически под каждый высотный столб, под все лестницы, пандусы, под узлы дорожек и на протяжении всех аллей. Геологические условия меняются и могут отличаться друг от друга на расстоянии уже 50-100 метров.
В Минске в порядке вещей делать геологию, а здесь в Москве мы еле-еле на участок 20 га добиваемся 10-12 точек, когда надо около 500-600. Мало того, геологию делают минимально только 8 м глубиной, когда нам по сути надо всего 3-4 м. И в результате проектировщик, не получая данных по геологии, лупит во всём проекте один единственный конструкционный узел на весь тип покрытия – что я считаю крайне расточительным. К примеру, мы все прекрасно знаем, что машина едет по колее и можем на длинных, протяжённых участках укрепить только колею, а не выполнять бетонирования под ось 7,5 тонн на всей плоскости.

Из-за отсутствия геологических условий невозможно правильно рассчитать деформационные швы. Их здесь просто нарезают на расстоянии 10-15 метров друг от друга. И в проекте не делят на швы сжатия и растяжения – так как посмотреть какие силы будут «двигать» плиту без данных геологии невозможно. Надо сказать, что сами проектировщики слабо понимают о чём идёт речь. Я постоянно сталкивался с этим на кураторстве объектов. Приносят документацию и не могут правильно объяснить нарезку деформационных швов. А во многом именно из-за них образуются трещины на толстых бетонных покрытиях. Заказчик спонсирует налив крупной бетонной плиты, ему кажется, что данное решение «на века» - но через два-три года появляются трещины и следует крайнее удивление этой ситуации.

Пункт №2. (Уплотнение слоёв)

При любом строительстве для уплотнения слоёв используют различную технику – это виброплиты и вибромолоты. Проверить степень уплотнения слоёв, можно только специальными приборами – пенетрометрами (плотномерами). За всё время своей работы тут, я видел пенетрометр у строителей всего два раза – один раз он стоял запечатанный в сторожке.

Рабочие с плотномером на дорожной стройке в Москве - выглядят прифотошопленными
Второй раз я его увидел на другой фирме – в дирекции строительной компании. Мотивировали тем, что «дорогой прибор, не хотим держать его на стройке, чтобы с ним что-нибудь случилось». Как в таком случае проводился технический контроль можно понять: никак не проводился. На большинстве объектов технадзор сразу же увольняется после сдачи объекта в эксплуатацию.

Пункт №3 (Уплотнение грунта)

Я вынес этот пункт отдельно. Так как эта проблема является особо важной для благоустройства Москвы. На самом деле даже очень, очень важной. Вы когда-нибудь видели, как проседает покрытие? Это заметно, когда на новом покрытии образуются лужи или когда становятся особенно «видны швы». Дело в том, что в большинстве случаев эти изменения происходят из-за того, что не провели уплотнение самого грунта. Не слоёв конструкции, а самого-самого низа ямы. Как это происходит, постараюсь объяснить: быстро выкапывают яму для строительства покрытия, сразу наносят первый конструкционный слой и начинают его уплотнять (это, кстати, ещё в лучшем случае, ведь порой в Москве уплотняют только верхние слои). В Москве, уверен, 90-95% строек не уплотняют самый(!) низ ямы – земляной грунт.

Видно, что при "благоустройстве" ничего не уплотнено внизу ямы, слои заполняющих материалов насыпают тоже без уплотнения.
А это крайне важно, так как его при проведении работ взбаламутили, нарушили… и чтобы потом ни делали со слоями сверху – он постепенно будет проседать/вспучиваться (вместе со всеми верхними уплотнёнными слоями). Видно это, правда, будет только через 3-5 лет. Но смещение нижнего слоя – катастрофично. Пока основание не уплотнить, ничего из конструкции не выйдет. А тут, с этой проблемой поступают как обычно «по-русски»: меняют только верхний слой, уплотняют, и опять закатывают в верхнее финишное покрытие. Нижний слой опять проседает или вспучивается, деформируя верхние слои. Через некоторое время этот «ремонт» повторяется снова и снова.

Результат неуплотненного низа основания - провалы плитки повсюду, например, на Мясницкой.
Корни этой проблемы лежат (оговорюсь – порой лежат) на проектировщиках, так как в Москве, в большинстве своём, не пишут в рабочей документации требование «уплотнить грунт на 98%». Это, как говорил один ГИП в Моспроекте-4, «глупость»…. А в Беларуси за это могут судить – как за профессиональную непригодность и расточительство государственных денег.

Пункт №4

Попытка строить быстро и быстро вводить в эксплуатацию объект похвальна, когда есть качество. Но, есть качество или нет – это надо проверять. А любая проверка и отчётность о проверке, это как раз та лишняя бюрократия, от которой в благоустройстве Москвы отказались в первую очередь.

К примеру: прораб должен иметь специальные технологические карты на проведение любой работы, где точно и пошагово расписаны все действия рабочих бригад. Этих технологических карт нет ни у кого. Уверен на 100%. Я ни разу их не видел ни у кого на стройке! Мы порой сами их копировали для местных удивлённых прорабов из минских технологических карт.

Вместо того, чтобы правильно организовывать работы, кто-то в мэрии снимает "веселые" ролики о программе "Моя улица" под лозунгом "Потому что Собянин сказал, чтобы было красиво".
Далее, тут не производится тонна отчётной документации операционного контроля - СОК и КОК (схемы операционного контроля и карты операционного контроля), где указываются все точки замеров и проб, указывается их размещение, время замера и результат, есть подписи ответственных и уполномоченных. Послойно!!!!! Если это и делается, то после строительства. Документация спокойно подгоняется «под какие-то цифры». Поэтому на стройке, когда в авторском надзоре просишь какие-либо данные - их найти невозможно. Местные прорабы и начальники стройки ходят гоголем, так как лишены этой якобы «ненужной бюрократии». Прижать и заставить их что-то изменить практически невозможно, так как на руках нет цифр и данных о созданной конструкции.

Надо сказать, что производить замеры – на стройке должны обязательно и постоянно. Это относится и к бетонным работам – к примеру, единственный правильный и не затратный способ проверить бетон (оговорюсь – для благоустройства) это отливать «кубики» на каждую заливку. И затем кубики сдавать на исследования в лабораторию. Однако, эти кубики на стройках или прячут, или «теряют». (Ремарка – определить «на глаз» набрал ли прочность бетон может только ничего не знающий болван). Кстати, любимое строительное обещание после стройки «вскрыть любой метр на проверку» на самом деле – это блеф, который мало что даст по исследованию. Мы не можем проверить углы покрытий, примыкания и самое отвратительное не можем проверить уплотнение возле люков – они первые ломаются и «вылезают». В Москве тысячи и тысячи таких примеров. Обязательно посмотрите на покрытие вокруг люков после года-другого строительства.

Классика жанра просадки люка после "благоустройства"
Пункт №5 (Кривые материалы)

Если идут работы по созданию гранитного покрытия – то вылезает следующая проблема – по ГОСТ, действующему в РФ, плиточный материал для покрытия может иметь расхождение плюс-минус 4 мм. А это порядка 8 мм разницы.

Плитка разной толщины
Мало того, обычно плитку гранитную пилят на старом дисковом оборудовании. Это не станки ЧПУ, где допуски плюс-минус 1 мм. Это обычно старое заводское оборудование по 40-50-60 лет службы. Пила ходит и плитка получается разная. Пришёл мастер подрегулировал пилу, почистил - напилил, пришёл второй, подрегулировал-почистил-напилил. И вот, от смены к смене – плитка разная. Трапециевидная и разная по толщине. Косые углы по 95, 87 градусов.

Знаменитая московская циркулярная пила, ставшая постоянным шумовым сопровождением быта москвичей
Забраковать и отправить такую плитку обратно на завод – означает сорвать сроки. Опять же – ГОСТ позволяет такие допуски. Вот наши каменщики и устраивают игру в "тетрис" – маркируют плитку по углам, подбирают подходящую. Это так же сказывается на скорость работы. К тому же, создать из такой плитки красивое ровное покрытие - практически невозможно. Вот представьте, разная по толщине плитка - тут или делать внизу плоскость ровную и тогда качественное, долговечное будет покрытие. Или делать вверху ровную плоскость, где люди ходят. Но тогда внизу получается всё-всё разное – туда и вода пойдёт и вспучивать такою плитку будет быстрее. Постепенно она придёт в движение, будет ёрзать и ломаться. В Москве таких примеров много. Поэтому поступают на московских объектах просто – дают больший слой ПЦС (песчано-цементная смесь), чтобы возможно было вогнать более толстую плитку и с нивелировать её с более тонкой. При этом слои ПЦС порой бывают крайне большие – когда смысл этого слоя уже теряется и он перестаёт правильно работать (более 5 см).

На фото - классический пример слишком толстого слоя даже не песчано-цементной смеси, а преимущественно песка
К не менее важным проблемам можно отнести:


Использование известнякового щебня (если проектировщик не уточнил, что щебень должен быть гранитный). Через 20-30 лет щебень разваливается. Мы вскрывали дорожки 40-летней давности – такой щебень больше похож на мягкий зернённый творог. Он не будет держать основания и требует полной (!) замены.


Песок часто поставляет с примесями глины (хотя по документам он речной).


Основание содержит строительный мусор, особенно кирпичи, крупные камни, под которые иначе будет просачиваться вода и это приведёт к движению в слое.

Толком не укрепленный бортовой камень
Также очень плохо закрепляют борта – зимой, когда идёт техника, от ковша снегоуборочной машины передаётся нагрузка порядка тонны-полторы на метр погонный борта. Это постепенно приводит к его смещению и нарушению конструкции.

Перекладка бывших асфальтовых дорожек в Митино прямо по земле
Любимый способ местных строителей "сэкономить" – это снять верхний слой асфальта («отциклевать») и поверху положить покрытие. При этом их особо не волнует, что под асфальтом покрытие с годами заилилось и не работает. Так и кладут дорожки в парках по старому покрытию. Особенно это любят делать в области. Как говорил один знакомый прораб – «в этой инициативе моя премия».

Пункт №6 (Кривые руки)

Конечно, можно сказать, что я сейчас скопом всех унижаю, но это, к сожалению, правда нашей профессиональной жизни. Раньше в СССР у каменщиков были разряды. Такое сохранилось в Беларуси сейчас. Это позволяет при проверке работ увидеть качество бригады, посмотреть, какие трудятся специалисты. Прекрасно если попадётся каменщик 5-ого или 6-ого разряда. Такой каменщик свободно читает чертежи, прекрасно выполняет работу и даёт повышенную выработку метража. К сожалению, в Российской Федерации разряды уже убрали. Каменщиком сейчас идёт любой. Понять уровень новый бригады невозможно.

Вчера они клали асфальт в лужу, позавчера - были "кровельщиками" при капремонте, а сегодня они - "каменщики".
Это, конечно, поправимая проблема, ведь, хорошо ещё, что большая часть понимает русский язык! Другая сторона этой проблемы в том, что в такого рода рабочие (разнорабочие) идёт много людей с судимостью. У меня были бригады где из 10 человек 8 сидело. С такими проводить авторский надзор крайне сложно. Говорить об операционном контроле, проверках и тому подобном – практически бесполезно.

Пункт №7 (Скорость работ)

Большая часть объектов строится ещё по несогласованной документации, по документации, где стоит странная надпись «согласованно с замечаниями» (замечания при этом на других листах). Проекты досогласовываются и сдаются уже после сдачи стройки. Но скорость стройки сметает практически всё – все нормы строительства, все принципы надзора, все объективные стороны технологий – бетоны не набирают прочность, укладывают их по не утрамбованным основаниям, не выставляют уклоны бетонных поверхностей, не утрамбовывают аккуратно и долго вокруг сетей, колодцев и углов зданий и сооружений.
Скорость – бич московского благоустройства. Она, эта скорость с кривыми руками, с кривыми материалами и отсутствием строительной отчётности – создаёт глиняного колосса московского благоустройства, который разрушится сам собой через несколько лет. Но пока будет сверкать и радовать.

Подписывайтесь на нашу страничку Facebook.

Раз уж Вы здесь...
Если бы каждый, кто прочёл наш материал, поддержал нас посильным переводом - это уже сделало бы будущее нашего проекта намного более надёжным.

Даже абсолютно посильными 100 рублями Вы поможете "Московскому активисту" жить и работать для Вас - и это займёт буквально минуту. Заранее благодарим Вас!



Карта Сбербанка: 4817 7601 2459 7026