четверг, 15 декабря 2016 г.

Кто на самом деле должен оплачивать платные парковки?

Варвара Грязнова
общественный деятель






Сегодня в 19:30 на Пушкинской площади пройдет встреча жителей Москвы с депутатами ГосДумы для обсуждения платной парковки – ее расширения, повышения платы за нее, ну и вообще введения без обсуждений с жителями.
Знаете, наиболее популярным аргументом чиновников против обсуждений является тезис: «Вас спроси – вы откажетесь от всех предложений. Особенно от тех, которые предполагают плату».

Я всегда смеюсь в ответ – если бы говорящие так чиновники задумались, сколько всего ненужного им ежедневно продают без всякого насилия и принуждения, сколько товаров и услуг, без которых вполне можно прожить, плотно вошли в их «стиль жизни»!

Самый банальный пример – встроенная в подкорку необходимость автомобиля “представительского класса” для начальника определённого уровня.
Разве кто-то накажет их, если они будут ездить на скромных автомобилях за наши налоги? Отнюдь, народ только зауважает. Но нет, подавай представительский класс и баста! Даже подписанную инициативу на РОИ отклонили - так не хотят расставаться с дорогими автомобилями за наши налоги. Внятного объяснения на вопрос «Зачем вам дорогой рабочий автомобиль?» вы никогда не получите.
А всё благодаря искусству продаж, которым сами чиновники абсолютно не владеют.

Я уже устала писать и говорить везде и всюду, что, если бы москвичей в принципе включали в процесс согласования, спрашивали, они могли бы и не отказывать по самой идее, они могли бы подсказать действительно больные места, где действительно нужна платная парковка и в какой форме, по какой цене – и тогда все такие решения были бы результатом общественного договора.
Но никто не хочет «продавать» москвичам какие-либо инициативы, упорно применяется жёсткое принуждение. 
Заммэра М.Ликсутов даже не стесняется делать заявления, противоречащие закону – как недавние угрозы эвакуации стоящих автомобилей без номеров (законных оснований для этого нет).

Видимо, платная парковка насаждается через насилие потому, что чтобы «продать» москвичам платную парковку, нужно нечто большее, чем кривоватая презентация с опечатками и неполной информацией о благоустройстве за парковочные деньги.
Нужно уважать москвича как контрагента, оплачивающего всё. Нужно быть готовым, что для перепроверки твоих экспертов москвич привлечёт своих экспертов – всё как в настоящих сделках. Нужно открыть москвичу полную информацию по схеме сбора и движения средств за платную парковку. Нужно описать все ежегодные затраты на парковочную инфраструктуру. Нужно спланировать реальные плюсы и даже показать минусы. Нужно, черт возьми, защитить этот проект перед пользователем и плательщиком. И самое важное, когда хочешь продать - нужно быть готовым торговаться, то есть вносить корректировки и дополнения, даже если изначально не очень хочется.

Почему же никто не готов на это?

Раньше я думала, что это всё из-за мелких интересов М.Ликсутова, спрятанных, по слухам, где-то в платёжной схеме, а также из-за простой инерции сознания - все привыкли, что ничего не обсуждается с жителями, зачем тогда ломать себя?
Но тут недавно я заглянула в данные РосСтата по строительству в Москве, и подтвердились мои худшие опасения.

Платная парковка вводится для продолжения массовой жилищной застройки Москвы.

Посмотрите на эту таблицу: 
 
Мы видим, что с момента прихода Собянина год от года растёт количество вновь построенных квадратных метров жилья.

Конечно, отчасти это результат «отскока» после резкого падения в 2008-2010 годов. Однако, как человек, работавший в то время банках и ипотеке, я могу ответственно заявить, что отскок – это результат государственной поддержки застройщиков и рынка ипотечного кредитования.

Когда Собянин стал мэром, произошел передел на строительном рынке Москвы. Он был связан не только с уходом Лужкова и его команды. Отчасти передел был органическим – просто в кризис крупнейшим застройщикам было очень плохо, обязательств было много, и наиболее крупные из девелоперов были куплены государственными банками и другими инвесторами, иногда близкими к властным кругам.
Если присмотреться к динамике по избранным отраслям московского валового регионального продукта, можно увидеть отзвук этой господдержки.





Обратите внимание, что госуправление и строительство идут практически рука об руку. И постепенно доля госуправления в ВРП стала расти быстрее.
Увы, я не нашла у МосСтата таких же подробностей за 2014 и 2015 год. Но тренд очевиден: даже в Москве, где есть такие мощные сферы как торговля и услуги, обрабатывающее производство, - происходит ползучее огосударствление экономики.

Что входит в сектор «Госуправление» в смысле, используемом для расчета валового регионального продукта? Это институциональные единицы, живущие за счет бюджета и деятельности, приносящей доход, распределяющие обществу товары и услуги на нерыночной основе и перераспределяющие богатства и доходы с помощью субсидий и трансфертов. Если сказать человеческим языком – это государственные учреждения.

Если при Лужкове заместители мэра «зарабатывали» через близкие к ним бизнесы, то при Собянине заместители мэра превратились в эдаких мини-олигархов прямо внутри государственных структур, и их «оборотный капитал», которые они тратят на свой-городской бизнес – это наши налоги. А условные «прибыли» приватизируются – через бонусы.

Например, Депстрой «зарабатывает» на строительстве и проектировании самых разных объектов, а Дептранс «зарабатывает» на тарифах, строительстве и сдаче в аренду транспортной и околотранспортной инфраструктуры.

Платная парковка в нынешнем виде – это не только регулирование потоков людей, но ещё и попытка зарабатывать на аренде улично-дорожной сети, такая же – как аренда в новых мэрских палатках в метро, как аренда магазинов и офисов в «торгово-палаточных» узлах, принадлежащих Метрополитену.
Также можно сказать, что мэрия пытается повысить арендные поступления в бюджет, тратя на организацию этого процесса всё больше наших налогов, и есть огромные вопросы к эффективности расходования этих денег.
При этом не надо забывать, что новое жильё – это тоже новые доходы бюджета – налоги тех, кто там поселится, и в этом мэрия тоже заинтересована.

Сейчас ещё идёт экспозиция документов Правил землепользования и застройки.
Лежащая в интернете официальная презентация рассказывает наивным москвичам, что-де будет невозможна постройка новых и новых домов-муравейников.




Не дайте себя обмануть. Вы же видите, как строятся эти муравейники по всему городу, и эти дома еще не сданы.



Вспомним вышеупомянутую таблицу ввода квадратных метров жилья.

Учитывая, что количество квадратных метров жилья в год и доходы бюджета – это два важнейших показателя успешности регионального чиновника, кто в здравом уме (на месте чиновника) согласится снизить свои показатели успешности?

Так что нет никаких оснований верить, когда нам говорят: «Ну ОК, платная парковка уже в спальных районах, хотя сначала обещали ее только в черте Садового, но уж платного-то въезда точно не будет, чего вы баламутите?»

Будет. Если мы чётко не выразим своё мнение на этот счёт - будет.

Просто потому что это часть системной трансформации Москвы, которая до сих пор удавалась без учёта мнения горожан из-за мёртвого местного самоуправления и разобщённости москвичей в оценках того, что делается за наши налоги.

Поэтому, я считаю, что при нынешней безумной градостроительной политике оплачивать парковки должны чиновники, выдавшие разрешение на постройку в пределах МКАД 12 млн кв. метров жилья за последние 3 года.

Давайте придём сегодня на митинг и донесем до алчных чиновников эту мысль!